Настольный варгейм: Игра в солдатики или образ жизни? Настольная история - играем в солдатиков! Правила игры в солдатики герберта уэллса

  • 21.12.2023

Отрывки из обзорной статьи по настольному варгейму и игре в солдатики Геннадия Григорьева aka Chaos Lord. Полностью статья впервые была опубликована в журнале “Мир Фантастики”. Так что такое игра в солдатики ?

В военно-тактические игры, которые также известны как варгеймы (англ. wargame ), играли почти все: мы двигаем фигурки солдатиков в детстве, собираем модели танков и самолетов в юности. А некоторые, как и автор данной статьи, продолжают заниматься и жить варгеймами , уже закончив институт. Поклонники военно-тактических игр в солдатики попадают в другое измерение, другой мир. Задача, которую ставит перед собой автор статьи, - познакомить читателей с этим миром.

Прообраз современных настольных варгеймов - штабные тактические учения. Впервые они стали проводиться в 1860-70 годах. В это время численность средней европейской армии превысила отметку в 200000 человек, и осуществлять реальные учения с вовлечением в них настоящей армии с финансовой точки зрения было равносильно настоящей войне сроком 2-3 недели. Ни одна страна не была готова к подобным расходам.

В то же время было необходимо прорабатывать различные варианты вторжения, контрнаступления и взаимодействия фронтов, потому что без подобных исследований нельзя изучать методы ведения глобальной войны.

Выход был очевиден. Штаб армии, который в ответе за военное планирование, разбивали на две группы. Эти группы изолировались друг от друга на неделю-другую и принимали участие в командных военно-тактических играх. Одна группа думала за противника, вторая - за “свою страну”. Функции третейского судьи взяли на себя посредники - самые опытные боевые офицеры. Посредники разъясняли вводную ситуацию, следили за принимаемыми решениями, отвечали на вопросы участников игры. Они описывали развитие воображаемой ситуации, исходя из таблиц передвижения армий, корпусов и дивизий, таблиц снабжения и вооружения. Посредники учитывали даже вероятную погоду, разлив рек или засуху, отслеживали по реальной карте воображаемые передвижения полков и дивизий, прикидывали возможные нестыковки. За ними всегда оставалось последнее решение - кто победил в каждом конкретном случае.

Вам это ничего не напоминает? Берусь утверждать, что офицер-посредник - косвенный предшественник мастера-ведущего в высокоуровневой ролевой кампании. А весь справочный материал, которым пользовались посредники - не что иное, как свод правил варгейма . С таблицами, но пока без красивых картинок.

К началу XX века индустрия по выпуску солдатиков (или, правильнее - военных миниатюр ) выросла настолько, что купить коробку оловянных воинов можно было в любом крупном магазине Лондона, Берлина, Парижа, Санкт-Петербурга или Нью-Йорка.

Набор фигурок солдатиков от Звезды

В моде были так называемые “немецкие”, нюрнбергские фигурки, изображавшие солдат Тридцатилетней, Семилетней и наполеоновских войн. Но правил для игры в солдатиков не существовало, по крайней мере в том виде, в каком они существуют сейчас.

Родиной же военно-тактических настольных игр традиционно принято считать Англию. Несмотря на то, что многие великие люди играли в солдатиков - Наполеон, Александр Суворов, Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен - именно англичанин подвел теоретическую базу и в начале 1900-х гг. опубликовал две книги, посвященные настольным баталиям: “Война на полу” и “Битвы солдатиков “.

Звали этого англичанина Герберт Уэллс - вы его хорошо знаете по эпохальным фантастическим романам “Человек-невидимка” и “Машина времени”. Именно Уэллс применил обыкновенный шестигранный кубик для подсчетов попаданий-промахов, брони и психологических тестов оловянных армий. Пройдет 70 лет, и его система станет основой для знаменитой “Вселенной Боевого Молота” - миров Warhammer английской фирмы Games Workshop.

Две мировые войны похоронили игры в солдатиков - слишком много было реальных сражений и смертей. Но игровая индустрия возобновила работу в 50-х годах - сначала это были самые простые модели солдатиков Второй мировой войны, выполненные из дешевого пластика. Предназначались они для детей, а толковых и емких правил по-прежнему не было.

В своем нынешнем, современном виде варгеймы получили широкое распространение в США в середине 60-х гг. В 70-е увлечение варгеймами , продававшимися в “боксах” (больших коробках), приобрело столь массовый характер, что с тех пор “wargames” у янки - своего рода визитная карточка “традиционного” стиля жизни. Наряду с Голливудом, бейсболом и бродвейскими мюзиклами.

Молодые люди, увлеченные моделизмом и военной историей, объединялись в клубы по интересам.

Молодые варгеймеры

Это движение, сначала стихийное, а потом - организованное, поддерживаемое государством, дало толчок к появлению фирм, занятых производством исключительно настольных игр. Американская индустрия поставила производство “настолок” - в первую очередь это были именно варгеймы - на поток, и сейчас в этом виде бизнеса задействованы десятки компаний и тысячи людей. В девяностые годы бум настольного варгейма начался и в Европе.

Говоря далее о варгеймах , я буду иметь в виду именно коммерческие военно-стратегические настольные игры от Avalon Hill, GMT Games, SPI и некоторых других компаний. Их основное отличие от профессиональных штабных игр - отсутствие посредника. Вместо него выступают правила: от 4 до 300 страниц документации, которую обычно следует внимательнейшим образом изучить, прежде чем приступать к игре.

В качестве армий оппоненты используют выставляемые на стол фишки. Выглядеть фишки в разных играх могут по-разному: от примитивных картонных кружков до детализированных оловянных миниатюр, изображающих воина с высокой степенью реалистичности. Одна фишка может обозначать войсковое соединение (от взвода до группы армий) или одиночного бойца.

Карта настольного сражения

Противники ходят по очереди, придерживаясь указаний правил. Руководства описывают особые способности представителей различных родов войск на игровом столе, их характеристики, правила перемещения, стрельбы, рукопашной схватки, нанесения урона. Вероятность того или иного действия рассчитывается при помощи бросков игральных костей.

Самое слабое место всех варгеймов - это объем правил. Чтобы претендовать на “реалистичность”, свод правил должен оперировать сотнями параметров, учитывать тысячи мелочей, и все это приходится впихивать в одну книгу (иногда это не удается, и полные правила занимают несколько томов). Человек практичный не будет двадцать раз кидать кубы и проводить дифференциальные вычисления, чтобы выяснить, попал “фаустпатрон” в его “КВ” или рикошетировал от башни. Ему играть хочется! Однако существуют и сверхсложные системы, которым место на компьютере, и предназначены они для одержимых, “хардкорных” варгеймеров.

У всех варгеймов есть общая черта - они походовые. Но это очевидно - “реальное время” сымитировать можно лишь на компьютере. Для удобства ходы в настольных варгеймах разбиты на фазы: движение, стрельба, рукопашная и т.п.

Все современные варгеймы делятся на две группы: исторические и неисторические, а последние - на фэнтези, научно-фантастические и… юмористические.

Настольные баталии изначально задумывались как симуляция исторических процессов. Любой желающий мог вообразить себя Наполеоном или Жуковым, и у кухонного стола пережить неповторимый миг славы, когда враг бежит и трубят победу!

Само собой разумеется, что человек, играющий в варгеймы , интересуется военной историей и знает подробности любимого сражения. Верно и обратное утверждение: интерес к военной истории может появиться после игры с другом. Обычно в правилах игры приводится краткая историческая справка, но всегда хочется узнать о разыгрываемой битве больше.

Потом человек может задуматься: а что, если? Сначала вопросы носят вполне исторический характер: а что, если Груши успел бы на поле Ватерлоо раньше Блюхера? Французские рыцари не стали бы пороть горячку и атаковали англичан в битве при Креси не вечером того же дня, а на следующее утро? Мудрые разработчики настольных варгеймов обычно включают в набор правил несколько сценариев на тему “А если?”.

Фэнтези и фантастика традиционно предназначены для молодых людей от 14 до 30 лет (и старше), именно на нас работает лидер и гигант современной индустрии Games Workshop. Ну а старшее поколение продолжает в стотысячный раз мрачно штурмовать Шевардинский редут, отдавая дань традиции.

Второй признак, по которому классифицируют варгеймы - это комплектация. Игры делятся на “боксовые” и “коллекционные”.

Боксовые предлагают игроку все, что понадобится для игры, в одной коробке (“боксе”): правила, карта, фишки, игральные кости и таблицы. Такой продукт обычно посвящен отдельной битве или военной кампании. Наиболее удачные разработки позже сопровождаются выпуском новых сценариев сражений и карт, в этом случае их зачастую бесплатно распространяют среди людей, купивших бокс. Стоимость бокса (от ведущих компаний типа GMT Games или Avalon Hill) - от 35 до 65 долларов. Боксы удобны тем, что вы сразу получаете “на руки” готовую игру.

Коллекционные варгеймы продаются “по частям”. Отдельно - книга правил, отдельно - коробка с отрядом (или даже пакетик с одной фигуркой солдатика ). По такому принципу пошла уже упоминавшаяся Games Workshop. Удобство заключается в том, что игроку предлагается приобрести только необходимые ему самому компоненты игры. Если вы не собираетесь влезать в шкуру эльфийского полководца, зачем вам платить за эльфийскую армию? Достаточно приобрести войска гномов. А вот ваш друг может разориться на гвардию Императора, а другой приятель - на орочьи отряды…

Третий и самый главный признак, по которому делятся варгеймы - сложность, глубина охвата событий и уровень командования.

Условно настольные варгеймы можно разбить на три уровня командования: на уровне отряда и подразделения, на уровне батальона, полка или дивизии и на высшем уровне, когда игрок управляет армией или группой фронтов. Высший уровень - не означает “самый сложный” или “самый интересный”, наоборот, для удобства игры такой уровень максимально упрощен. А вот уровень отряда или взвода по общему объему различных учитывающихся факторов может быть очень сложным. Именно он оптимально подходит для игры миниатюрами, когда каждый боец обозначается на столе отдельной фигуркой.

Огромный пласт варгеймерского хобби составляет работа по созданию собственной армии из “солдатиков “, которые называют миниатюрами.

В коллекционных варгеймах используются пластиковые или металлические миниатюры. Фигурки солдатиков могут быть разных масштабов: 1/72, 1/300, но наибольшее распространение получили миниатюры высотой 25-32 мм. Они монтируются по 3-4 солдатика на одной подставке и изображают, в зависимости от правил, роту, батальон или полк.

Аксессуары

Играют миниатюрами солдатиков или на специальных столах с пластиковыми шестиугольниками (если правила вводят условное деление территории на “гексы”), или на макетах местности, используя различные варианты правил варгейма и линейки для перемещения фигурок и определения дальности орудийного и стрелкового огня.

Опорой военно-тактических игр считаются англо-американские фабрики по литью миниатюр, вроде Foundry Miniatures или Old Glory Miniatures. Они занимаются выпуском солдатиков из “белого металла”: именно металлические, а не пластиковые солдатики ценятся выше за богатство деталировки. Само собой, собирать армию солдатиков - дело долгое и дорогое (особо редкая фигурка может стоить 50-100 долларов), но впечатляющее. Английский военный историк, председатель Британского военно-исторического общества Дэвид Чандлер, специалист по наполеонике, собрал одну из самых больших коллекций военной миниатюры. Французская армия, собранная им, состоит из 9 корпусов (Великая армия1805 г.) и занимает в длину более 30 метров- это при росте солдата в 25 мм! Настоящие коллекционеры собирают свои армии всю жизнь.

Увлекающися варгеймер - это историк, моделист и художник в одном лице. Для того, чтобы боец вашей армии производил впечатление на зрителей, миниатюру солдатика придется сперва собрать, загрунтовать и тщательно покрасить. Существует множество конкурсов по покраске моделей (например, Golden Demon ). Несмотря на появление на рынке военных игр с фабрично покрашенными роботами и солдатиками, по-прежнему высоко ценится ручная роспись, всевозможные конверсии (переделка внешнего вида миниатюры) и оригинальные, штучные работы. Для большинства варгеймеров коллекционирование и роспись армий сродни искусству. Средних размеров армия в магазине стоит около 300 долларов, и вдвое-втрое больше, если она качественно и красиво расписана.

Исторических варгеймов так много, что их обзор, пожалуй, может занять отдельную статью. Учитывая, что основанные на реальной истории игры лежат несколько за пределами интересов нашего издания, отметим здесь только самых-самых: DBA/DBM, Pike&Musket, Advanced Squad Leader, Platoon Leader, Combat! Warhammer Ancient Battles и красивую игру Рика Пристли “1644”, посвященную Гражданской войне в Англии. В России же единственный лидер - Эпоха Битв от Звезды, покрывающая человеческую историю от Александра Великого до Наполеона.

Самое важное в варгейме - это прикосновение к военной истории , реально-исторической или сказочной (сказочная военная история для варгеймов по детализации порой превосходит то, что пишут ученые о реальных событиях). Варгейм - это и поединок умов, и общение.

Для игры вам понадобятся оппоненты. Своеобразный клуб по интересам формируется вокруг определенной игровой системы. Как правило, увидев миниатюру, например, средневекового рыцаря, темного эльфа или космодесантника, человек влюбляется в нее и в игру, к которой она принадлежит, и начинает сбор информации - подбор правил варгейма , чтение художественной литературы и “книг армий”. Потом до $100 тратится на стартовую армию, краски и кисти, и через месяц-другой войска начинают свой боевой путь. Со временем армия будет расти и перестанет вмещаться на одну полку.

Масштабные армии солдатиков

Мастерство полководца шлифуется на турнирах, которые проходят в клубах или дома у приятеля. Помимо однодневных турниров, устраиваются длительные кампании, участие в которых сопоставимо с переживаниями за собственные войска на настоящей войне. Каждое сражение превращается неповторимую эпическую баталию.

Если вы решили стать варгеймером , готовьтесь к тому, что домашние могут не понять вашего “увлечения солдатиками “, а постоянные поездки с чемоданами, полными миниатюр, научат вас не печалиться от вида расколотой фигурки… Но все напасти с лихвой компенсируются радостями от побед, набора опыта и интересных встреч с единомышленниками. Такова жизнь варгеймерская!

,

Для современных детей игры в солдатиков заменил компьютер. Там тоже есть «солдатики» и тоже можно устраивать битвы с другими игроками. И тоже не надо выходить из дома круглый год. Но вот и делать там, в этих играх, тоже ничего не надо. Ничего не надо придумывать, напрягать воображение - создатели игр все уже сделали. Игры сводятся к принципу «бери оружие-убивай врага» и превращаются в меланхоличное тыканье по кнопкам. Не нужно думать - все для любимых игроков, которые приносят создателям игр неплохие деньги. А про наглядную жестокость компьютерных сражений я просто умолчу...

Казалось бы, что старым-добрым солдатикам уже не найдется места в современной реальности. Но, как оказалось, сдаваться так просто любимые с детства игры не хотели. Более того, кто-то, кто еще помнил свои детские игры, правильно рассудил, что раз уж простые солдатики так сильно проигрывают фантастической и фентезийной кибер-реальности, надо сделать их такими, чтобы они соответствовали этой компьютерной сказке. Так появились настольные игры-солдатики, которые были похожи на персонажей из компьютерных игр, но их можно было пощупать, самостоятельно собрать, раскрасить. Новые миниатюрные бои на старый лад стали называть варгеймами.

Война в одной коробке

Варгеймы - это разновидность стратегических игр, которая призвана имитировать различные военные конфликты, как реальные, так и вымышленные. Бывают варгеймы компьютерные и настольные. Нас интересуют именно последние, так как это наиболее увлекательная разновидность.

Настольные варгеймы появились еще в 1954 году, а приобрели наибольшую популярность в середине 70-х. Но в некоторых источниках указывается, что древнейшим варгеймом была индийская настольная игра «Чатуранга» (прообраз нынешних шахмат). На основе материальной, наглядной части (игровые фигурки, миниатюры) и ментальной (правила, стратегии боя) в начале ХХ века появились настольные игры, которые мы сейчас называем варгеймами.

Как ни странно, настольными военными играми увлекаются, чаще всего, не дети, а вполне себе взрослые дяди и тети. Если подумать, это не так уж и удивительно: чтобы собрать армию из пары-тройки десятков юнитов-«солдатиков», придется выложить немаленькие деньги. Фигурки для игры собираются и расписываются вручную, готовая миниатюра стоит довольно дорого. Поэтому многие предпочитают собирать свои отряды «по частям» - покупая разборные модели и раскрашивая их. Но об этом чуть позже.

Правила боя

Существует три разновидности игровых правил настольного варгейма: базовые, пофигурные и скирмиши. Самые простые правила - скирмиши. Они рассчитаны на небольшое количество фигурок, действия которых очень детализированы. Собственно, в этом и заключается особенность этого типа правил. Каждая фигурка персонифицируется, учитываются все особенности жизнедеятельности персонажа. Обычно отыгрывается противостояние небольших банд или даже отдельных «солдатиков».

В пофигурных правилах в противостоянии участвуют целые отряды. Тем не менее, фигурки тоже персонифицируются, дайсы (игровые кубики) бросаются за каждого юнита. Процесс боя детализирован. Во время игрового боя игроки оперируют такими понятиями, как попал или не попал в противника, пробил или не пробил защиту, а если пробил, то убил ли или же нет. Такие правила используются для небольших армий.

Согласно базовым правилам, действия каждого отдельного солдата не персонифицируются. Определяется результат столкновения отрядов, весь остальной игровой процесс абстрагируется. Базовые правила как нельзя лучше подходят для массовых сражений. Тем не менее, даже в базовых правилах уровень детализации игрового процесса может быть повышен по желанию игроков.

Хотите попробовать?

Киров не остался в стороне от увлечения настольными баталиями. В нашем городе есть много мест, где можно поиграть в настольные игры, в том числе и в варгеймы. Но одно из них - Клуб «Astartes» - является наиболее наглядным примером сообщества любителей настольных военных игр. Клуб специализируется на варгеймах по вселенной игры «Warhammer 40 000». Один из руководителей клуба, Михаил Колпащиков, согласился ответить на несколько вопросов и рассказать немного о своем интересном увлечении, а так же о том, как он делал «первые шаги» в этом хобби.

Справка на «Википедии»:

Warhammer 40,000 - серия настольных игр, производимых компанией Games Workshop, действия которой происходят в мрачной технофэнтезийной вымышленной вселенной. Игра была создана Риком Пристли и Энди Чамберсом в 1987 году как научно-фантастическое дополнение к Warhammer Fantasy, у которой заимствована значительная часть игровой механики, сюжетов и персонажей. Также выпускаются приложения, называемые кодексами для Warhammer 40,000, которые описывают подробные правила для городской/планетарной осады и крупномасштабных боевых действий. Игра изображает сражения между армиями вымышленной вселенной 41-го тысячелетия с помощью миниатюрных фигурок воинов, чудовищ и боевой техники в масштабе «28 мм», то есть приблизительно 1:65.

-Как давно ты начал увлекаться настольными играми?

Настольные и прочие игры мне нравились еще в детстве, особенно варгеймы. Еще в школе, по причине отсутствия таких игр, я сам делал игры из бумаги для себя и своих друзей. Мы проводили часы за настольными и «напольными» битвами.

В саму субкультуру «Вархаммера» я влился, как и многие, благодаря компьютерным играм, которые по этой вселенной выпускаются в достаточно большом количестве. Потом я случайно наткнулся на форум настольщиков (прим.: игроки в настольные игры) и задумался над идеей попробовать играть. Вот так и созрело решение начать играть в «солдатиков». Кстати, это слово не очень нравится большинству игроков. Все-таки, следует отделять игры для детей (в солдатиков) от игр взрослых.

Какие были твои первые "шаги" в хобби? Трудно ли было доставать все необходимое и искать единомышленников в Кирове?

Первым делом я «прозондировал» рынки. Как оказалось, ближайший магазин со всем необходимым находится в Москве. Как подвернулся случай, с товарищем поехали туда. Для начала купили стартовые наборы, чтобы иметь возможность играть хоть как-то. Купил, собрал. И тут, как говорится, «понеслось».

Миниатюрки были очень красивые и качественные. Правила - это вообще отдельная тема. Чтобы их полностью освоить, пришлось перечитать «рульбук» (книгу правил) раз пять, ибо, хоть игра и не особо сложная, она имеет множество нюансов. Осознав, что хобби мне реально нравится, я начал искать единомышленников. Сначала подключил друзей, которые так же, как и я, сильно заинтересовались игрой и начали собирать свои армии. Затем я создал группу Вконтакте и начал активный поиск единомышленников в Кирове.

Так познакомился с Сергеем Некрасовым, с которым мы, впоследствии, и организовали клуб. На тот момент Сергей достаточно давно был в хобби, умел красить миниатюрки и обладал внушительной коллекцией. Помещение для клуба мы нашли через знакомых. Нам его любезно предоставила Людмила Георгиевна Крылова из Вятского историко-краеведческого клуба «Мир». Вот так и началась наша активная «клубная» жизнь.

Сам клуб был соз%D

В начале 1913 года в книжных магазинах туманного Альбиона появилась очередная книга от известного английского фантаста. Книгочеи охотно покупали ее, соблазнившись знакомой фамилией на обложке. Каково же было их удивление (а, быть может, и разочарование), когда оказывалось, что им подсунули не роман, не повесть, а правила настольной игры в оловянные солдатики. Книга называлась "Маленькие войны", а написал ее сэр Герберт Уэллс. Оказывается, классик научной фантастики интересовался не только боевыми марсианскими табуретками, вивисекцией и путешествиями во времени, еще он любил ползать по полу с друзьями, разыгрывая "войнушки" с игрушечными солдатиками. Так и было придумано то, что позже нарекут настольным варгеймом. И кто теперь скажет, что настольные игры - удел задротов и гиков?

Но прежде чем продолжить, важно уточнить: не Уэллс первым придумал использовать некие правила для симуляции военных баталий, разыгрывая сражения в миниатюре. Еще в девятнадцатом веке подобными делами занимались офицеры прусской армии, создавшие военную настольную игру Kriegsspiel (в переводе на великий и могучий - "Военные игры"). Причем не праздной забавы ради, а чтобы обучать военный персонал премудростям ратного дела. Поэтому Kriegsspiel с дотошностью, свойственной всему немецкому, требовала от, хм, игроков изучения громоздкого свода правил, в которых учитывалось практически все: от погоды и типа местности до морального духа солдат. Поскольку прусским военным было не до игрушек, они использовали не миниатюры солдатиков, а деревянные "блоки". Да и сложно назвать игрой обкатку, скажем, реальной наступательной операции армии, - ошибки в такой забаве дорого бы стоили полководцам.

А вот Герберт наш Уэллс смог создать именно развлекательную настольную игру. Концептуально немногим отличавшуюся от этих ваших современных вархаммеров. Но обо всем по порядку.

Стойкий оловянный

Герберт Уэллс, как и многие другие достойные мужи того времени, был страстным коллекционером оловянных солдатиков. Он собрал внушительную коллекцию в своем доме. Одним прекрасным (для будущего варгеймов и не только) утром, знаменитый писатель завтракал с другом, не менее известным мастером словесных форм, Джеромом К. Джеромом. Ну, который "Трое в лодке, не считая собаки" написал. Откушав, джентльмены решили поразвлечься. Внимание Джерома привлекли солдатики, размещенные на специальном столе. Стойкие оловянные. А рядом игрушечная пружинная пушка с винтом для вертикальной наводки, стреляющая деревянными снарядами, - мечта любого мальчишки того времени. И не только. Джером с интересом осмотрев игрушечную коллекцию, взял в руки пушку, повертел, примерился, да и выстрелил, сбив с ног солдатика.


Эхо этого выстрела, ознаменовавшего рождение эпохи настольных военных игр, до сих пор отдается во всем мире.

Писатели начали шутливое сражение, мол, кто первым перебьет весь игрушечный отряд. Эта забава натолкнула Уэллса - знакомого не понаслышке с Kriegsspiel - на мысль о том, что было бы неплохо придумать какие-то правила, превратить возню с солдатиками в упорядоченное и зрелищное состязание. Так мастер фантастики начал работу над тем текстом, что позже получит название "Маленькие войны".

От идеи до модели

В первом приближении игра основывалась на двух идеях. Первая заключалось в том, что реальные войска будут представлены миниатюрными моделями, а рельеф местности - подручными средствами. Вторая - любые перемещения юнитов определяются относительно простыми правилами. Дело было за малым: попробовать сыграть партию-другую. Поскольку Джером больше не изъявлял желания тратить время на солдатиков, Уэллс на следующий вечер пригласил к себе другого приятеля, некоего W . Вместе они с энтузиазмом принялись осваивать премудрости игры в солдатики. Однако сражение, едва начавшись, было сорвано появлением в комнате домочадцев писателя. Леди застали странную, по их мнению, картину: два почтенных главы семейств ползают на четвереньках по полу, увлеченно передвигая солдатиков и пушки, расставленные на томах Британской Энциклопедии. В общем, занятие, не совсем подобающее для уважающих себя взрослых мужчин. Из-за сердитых шушуканий Уэллсу и W . пришлось завершить игру.


Однако целеустремленный писатель на следующий же день продолжил свои изыскания, подключив к ним третьего приятеля, по натуре очень игривого и веселого человека. Тот с радостью воспринял идею Уэллса. Они разложили на ковре тома "Британники", расставили на "местности" две армии оловянных солдатиков и пушки. Грянул бой!

Правила были очень простыми (здесь и далее цитаты из английского издания книги Little Wars ). "Игроки поочередно передвигают своих воинов; пехотинец перемещается за один ход на фут, кавалерист - на два, пушка - тоже на два. Последняя может произвести до шести выстрелов за один раз. Если солдат приближается вплотную к противнику, подбрасывается монета, чтобы определить, кто из комбатантов умрет в результате рукопашной схватки".


"Игра получилась не особо хорошей, но воевать было забавно". Часто сражение сводилось к тому, что войска прятались за толстыми томами Энциклопедии, где их не могли достать пушечные выстрелы. Когда же солдатики сталкивались лицом к лицу, происходили непредсказуемые рукопашные схватки. Солдатская участь решалась вращением монеты. Это приводило к забавным курьезам. "Так, одному удачливому бойцу удалось уложить в схватке девятерых противников, что переломило ход битвы".

Вскоре обнажились проблемы. Львиную долю времени занимала возня с пушками, которые нужно было заряжать, затем тщательно наводить на цель. Кроме того, миниатюры самопроизвольно падали или соскальзывали с импровизированной "местности". "На ковре солдатики стояли неустойчиво, - писал Уэллс. - Не лучше обстояло дело и с томами Энциклопедии". Но больше всего проблем доставляла комната, в которой велись сражения. Она стала объектом регулярного вторжения особ женского пола. Леди сердито обсуждали происходящее, не особо вдохновленные тем, что двое мужчин средних лет играют с детскими солдатиками. Да еще и занимаются этим с превеликим удовольствием!

Играя в Бога

Уэллс и его оппонент по игре были изгнаны в детскую. Но дамы, сами того не подозревая, поспособствовали развитию варгеймов. Так, пол комнаты был выстлан пробковым напольным покрытием - идеальной поверхностью для проведения игрушечных баталий. Еще в детской обнаружилась большая коробка с деревянными панелями и брусками, из которых Уэллс вместе с сыновьями строил миниатюрные города и острова. Последней находкой стала плоская доска, удачно заменившая тома Энциклопедии.


Вот как иронично описывает дальнейшее сам Уэллс в книге: "Главе семейства сразу же удалось выставить из комнаты своих отпрысков и аннексировать их игровые принадлежности, чтобы приступить к созданию более реалистичной Страны для баталий".


Толстые доски, наваленные друг на друга, стали холмами игрушечной местности, воткнутые в них веточки - деревьями, принесенные из сада камни - скалами, цельные бруски дерева - домами, сараями и стенами, а нарисованные мелом круги - прудами и болотами. Вот так и была создана страна для настольной военной игры. Важно отметить, что двумя годами ранее Г. Уэллс написал книгу "Игры на полу", которая как раз таки и была посвящена возведению миниатюрных городов и прочих детских радостей (ага, детских).

Вскоре Уэллс и единомышленники придумали, как усовершенствовать здания, сделав их более красивыми и реалистичными на вид. "Мы обнаружили, что из бумаги и картона легко клеить модели построек, затем наполняли их деревянными кирпичиками. Получившиеся постройки можно разрисовывать, нанося на них окна, двери, трубы и так далее. Каждый, которому в детстве доводилось клеить модели домов, знает, как делать такие вещи".

Значит, война?

Позже выяснилось, что воевать в детской неудобно: маленькая Страна была перенаселена солдатиками, а дома - расположены слишком близко друг к другу. Что не давало возможности эффективно использовать артиллерию. Поэтому баталии стали проводиться на открытом воздухе, в саду Уэллса. Один игрок планировал расположение всех зданий и объектов, а другой - выбирал, с какой стороны будут выдвигаться его войска.

Претерпели изменения и правила игры. Решено было отказаться от подбрасывания монеты; было принято за правило, что два солдата, сошедшиеся в рукопашной, погибают. Ограничили использование артиллерии: за один ход пушки могли либо стрелять, либо перемещаться по полю боя (для этого требовался один пехотинец или кавалерист). Чтобы произвести залп, вокруг орудия нужно было разместить шесть канониров (в последующей редакции правил - четырех). Однако варгейм был далек от совершенства. "По этим правилам мы отыграли немало сражений. Они были интересными, но не всегда удовлетворяли нас. Битвы длились очень долго, так как требовалось немало времени для точной наводки пушек. Да и мы стреляли чрезвычайно осторожно". Нужно было что-то менять.


Посоветовавшись с несколькими друзьями, Уэллс внес немало корректив в правила. Так, например, появился десятиминутный (позже его сократили до четырех) лимит на время хода. Игроку приходилось выбирать: или тщательно наводить пушки на цель, или совершать больше перемещений солдатиков.

В общем, спустя некоторое время были сформированы окончательные правила, которые и были изданы как "Маленькие войны". Забавно, что изначально название книги Уэллса было слишком длинным. "Маленькие войны: игра для ребят от 12 до 150 лет и для тех умных девочек, которым нравятся мальчишечьи игры и книги".

Так Уэллсу удалось очеловечить Kriegsspiel , создав варгейм для всех. Правила вышли настолько удачными, что немало людей играют по репринтным изданиям книги до сих пор.

Конечно, настоящий расцвет "настолок" произошел намного позже, когда промышленность научилась изготавливать фигурки из резины, ибо оловянные солдатики на момент публикации "Маленьких войн" стоили недешево. Но это уже совсем другая история.

№ 2015 / 13, 23.02.2015

Надеюсь, постоянные читатели «ЛР» помнят, как года два-три назад я почти в каждом номере пытался комментировать те или иные факты нашей общественно-политической жизни, законы и проекты законов, инициативы депутатов, и так далее… Признаюсь, ненадолго меня хватило - рассудок не стал справляться с попытками осмысления этого вала новаций, уголовных дел… Бросил.

Но вот такой факт задел, что называется, за живое. Всколыхнул прошлое, напомнил о детских переживаниях… Процитирую новостное сообщение:

«Следователи изымают из торговых точек игрушечных солдатиков в форме фашистской Германии периода Второй мировой войны, допрашивают продавцов, сообщила представитель столичного главка СКР.

Кроме того, следователи намерены обыскать квартиры и офисы причастных к распространению данной продукции лиц.

По факту продажи фигурок солдат и офицеров в форме фашистской Германии в детском магазине на Лубянке заведено уголовное дело по статье о возбуждении ненависти и вражды».

Прочитав это, я углубился в дебри Интернета… Да, изъятые солдатики - есть смельчаки, что выложили их фотки - имеют нацистские символы. Свастики, зиги, орлы… Красивые игрушки… Вообще красивых солдатиков делают нынче. И всяких разных. Вот в моём детстве…

В моём детстве - 70-е годы прошлого века - солдатиков было много. Правда, все они (почти все, уточню) были, так сказать, одной стороны. Древнерусские воины, красные конники, советские солдаты времён Великой Отечественной войны. Некоторые наборы были очень хорошо сделаны. Мы, пацанята, упрашивали родителей купить их. Приносили домой и…

И не знали, что делать. Как играть в солдатики, когда нет двух армий? Нет противников… Отправишь отряд красных конников в поход. Конники проскачут по полу, заберутся на стол, обыщут книжные полки и вернутся ни с чем… Спрячешь солдатиков в коробку и загрустишь.

Из этой ситуации пытались найти выход. Во-первых, перекрашивали некоторых наших солдатиков в синий или серый цвет. Дескать, враги. Пытались ими сражаться с нашими. Но это помогало слабо. Краска сползала, да и хоть синий воин, но всё равно он наш, в нашем шлеме, с нашим мечом…

Во-вторых, отливали врагов из свинца. Рыскали вокруг гаражей, находили выброшенные аккумуляторы, разбивали их, доставали решётки, выскабливали оттуда какую-то фигню, а оставшийся свинец топили на костре, заливали в самодельные формы. Солдатики получались хоть и уродливые, но - другие… Правда, этот метод был трудоёмким и долгим. Да и мало получалось солдатиков.

В-третьих, лепили солдатиков из пластилина. И тут могли не ограничивать себя. Белогвардейцы, фашисты, псы-рыцари, американские морпехи… И постепенно пластилиновые солдатики в нашей компании вытеснили тех, из магазина.

Где-то там наверху наверняка знали о проблеме мальчишек. И время от времени, очень редко, в продаже появлялись враги. Помню набор викингов, набор рыцарей. А вот моим пластмассовым красным конникам так и не нашлось, с кем воевать. У солдат Великой Отечественной противники в конце концов появились - серые фигурки, слегка напоминающие фашистов, но тем не менее… Жаль, что они появились, когда мне было уже лет двенадцать, и возраст играть в солдатики прошёл. Купил, расставил на полу, сделал укрытия из кубиков, попытался повоевать, но не пошло… Повзрослел.

По поводу солдатиков-нацистов со свастикой в Интернете разразился горячий спор. Одни говорят, что нельзя продавать таких, тем более в детском магазине, что правильно изъяли, завели уголовное дело. Другие не соглашаются, называют происходящее бредом.

Могу представить, что ребёнок, увидев такой набор, проникнется симпатией к форме, свастике… Чего греха таить, красиво, ярко и в то же время строго. Но тогда надо запрещать сотни книг, где есть картинки с символами Третьего рейха, сотни фильмов вроде «Семнадцати мгновений весны» и «Варианта «Омега». Сколько мальчишек, затаив дыхание, смотрят на Тихонова и Даля в нацистской форме. Что они разведчики, что они наши - дело десятое в пять лет. Главное - картинка.

Давайте запретим. Или размоем символы. Сейчас легко это делается - по телевизору часто вижу эти размытые пятна на месте обнажёнки, обезображенного трупа, лица оперативника… Чего полумерами заниматься?

Многие продавцы игрушек, моделей самолётов, танков, обжегшись на молоке, теперь наверняка будут дуть на воду - задумаются, брать им на реализацию солдатиков, самолётики и тому подобное в сомнительной форме, сомнительной конструкции. «Вражеское?.. Нет, нет, не надо. А это американцы у вас? Тоже не возьму. Мало ли».

И нынешние мальчишки снова останутся только с нашими солдатиками. И будут мучиться, с кем бы их солдатикам сражнуться. Нет врагов. Все побеждены?

Роман СЕНЧИН

Татьяна Титова

Накануне 23 февраля предлагаю вашему вниманию увлекательную игру на военную тематику «солдатские сражения» по принципу настольной игры «русские шашки» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Данная игра способствует формированию у детей таких важных качеств, как сосредоточенность, внимание, усидчивость, познавательная активность. Ведь именно эти качества понадобятся ребенку в школе для лучшей успеваемости.

Цель: создание условий для интеллектуального развития ребенка.

Задачи:

Образовательные:

Обучение элементарным основам шашечной игры;

Закрепление порядкового и количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 20 и свыше;

Закрепление умения ориентироваться на игровом поле с клеточками: «вправо», «влево», «вперед», «назад», «по диагонали».

Развивающие: развитие зрительной памяти, умственных способностей, логического мышления.

Воспитательные: воспитание усидчивости, находчивости, целеустремленности, уверенности в победе, культуры поведения.

Оборудование: игровое поле с клеточками двух цветов (всего 64 клеточки, бумажные солдатики-оригами в форме разного цвета.


Описание способа изготовления игры:

Дидактическая игра изготовлена по принципу настольной игры «Русские шашки». В игре используется самодельная шашечная доска с черными и белыми клетками (64 клетки размером 5 смх5 см, изготовленная из потолочной плитки или картона, ватмана. Для изготовления игрового поля 8х8 клеток наклеиваем в шахматном порядке на ватман белого цвета 32 квадратика со стороной 5 см черного или коричневого цвета.


Солдатики и моряки изготавливаются в технике оригами из принтерной бумаги и устанавливаются на подставки из картона.



Способ изготовления описан в предыдущей публикации.

Правила игры:

Вариант 1. Игра проводится по принципу «русские шашки». Играют 2 игрока или 2 команды игроков по 2 - 4 человека. Одна команда играет зелеными солдатиками (пехотинцами, вторая красными (кадетами) или одна команда играет синими солдатиками (летчиками, вторая моряками. На игровое поле выстраиваются солдатики на подставках в три ряда с каждой стороны.





Солдатиков можно передвигать по черным клеткам (ходить только по диагонали вперед на 1 клетку и бить вперед, перепрыгивая через фигуру соперника). Побитая фигура берется «в плен». За каждого солдатика, взятого в плен, игрок получает фишку-медаль. Игрок, у которого солдатик достиг поля последней горизонтали, вместо функции «попасть в дамки» имеет право забрать из плена одного солдатика и возвратить на игровое поле.


Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество медалей и получивший звание «лучшего полководца».



Вариант 2. Игра проводится аналогично варианту игры № 1. Новое в игре: перед началом хода игрок бросает кубик с гранями 0, 1, 2, 3, 4. Число на грани кубика показывает количество клеток, которое пересекает игрок по диагонали.


За каждого солдатика, взятого в плен, игрок получает медаль. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество медалей и получивший звание «лучший полководец».

Фотоотчет детской игры.

Перед началом игры расставить фигурки солдатиков на игровом поле.



Играли командами. В каждой команде дети менялись и делали по 2-3 хода. Всем хотелось одновременно участвовать в солдатских сражениях.




Шашечный турнир, посвященный Дню защитника Отечества.








Шашечный турнир на звание «Лучшего полководца».





Благодарю за внимание!


Публикации по теме:

Настольная дидактическая игра «Умный светофор». Правила игры. Играют 2-5 детей. Ведущий – взрослый (логопед, воспитатель, помощник воспитателя).

Цель: Закреплять умение детей различать и называть цвета, формировать умение находить нужный цвет среди других. Развитие внимания, усидчивости,.

В нашем детском дошкольном учреждении в сентябре проходит месячник безопасности. Исходя из целей выше указанного месячника, в группах должна.

Настольная - дидактическая игра "Времена года" для детей 5-7 лет. Цель игры: актуализировать и дополнить знания детей о временах года,.