Стресс. Международный журнал экспериментального образования Научная статья на тему стресса

  • 19.03.2024

Если перевести слово «стресс» с английского языка, мы получим слово «напряжение» или «давление». Термин «стресс» ввел канадский врач-физиолог Г. Селье, благодаря его теории понятие стало популярным сначала в научной среде, а затем вошло в обиход людей. Сегодня вряд ли найдется человек, который бы не использовал это слово в повседневной жизни. Им объясняют волнение, глубокое переживание, депрессию или тревогу. Как же определяется стресс в психологии? Существует несколько теоретических направлений, изучающих явление стресса. Каждый подход дополняет предыдущий, что в результате образует общую картину. Рассмотрим основные положения.

Теория канадского физиолога Селье

Научные труды Селье имеют большую ценность для психологии, а изыскания физиолога лежат в основе многих методик, его подход базируется на изучении природной защитной реакции. Ганс Селье обозначал стрессовое давление, как стандартную реакцию на любые воздействия. Во время травмирующего события проявляется напряженность, безрадостные чувства, защитное поведение. Долгая травмирующая ситуация — это патологическое состояние.

В критические моменты, будь то неблагоприятные погодные условия или превышение болевого порога, индивиду необходимо приспособиться к новым свойствам среды. Адаптация к разнообразным внешним условиям и есть сама .

Селье разделил стрессовое реагирование на три уровня:

  1. Первая фаза характеризуется испугом, эмоциональное состояние требует привлечения всех ресурсов организма. Запускаются физиологические процессы: сгущается кровь, отмечается увеличение печени, селезенки и так далее.
  2. На второй стадии происходит сопротивление негативному влиянию и при положительном исходе организм справляется с воздействием стрессора.
  3. Если стрессовое давление затянулось, то наступает критический уровень — истощения. Адаптация снижается, организм истощает ресурсы и подвергается заболеваниям.

Таким образом, подход канадского физиолога связывает процессы . Стрессовое давление возникает тогда, когда организму нужно приспособиться к новым обстоятельствам.

Помимо этого, врач-физиолог Селье обозначил виды стресса. Он разделил процесс адаптации на . Эустресс возникает в результате позитивного события с высокой эмоциональной окраской. Он служит для сохранения, а также поддержания жизни. Дистресс, наоборот, связан с отрицательной ситуацией, он всегда разрушителен и уничтожающе влияет на здоровье. Дистресс разделяется на следующие виды:

  • биологический;
  • непродолжительный;
  • затяжной;
  • эмоциональный.

Концепция стресса Р. Лазаруса

Концепция канадца Селье рассматривает в основном биологические моменты влияния стресса на личность. Но такое описание процесса считается неполным. Ученые разделяют виды стрессового напряжения на физиологическое и на психологическое проявление. Первым разделение предложил Р. Лазарус. Его подход называют когнитивной теорией.

Итак, виды стрессового напряжения в психологии:

  1. Давление, связанное с физиологией. Стресс вызывают различные болевые воздействия, разница температур, сильная нагрузка и другие стрессоры, которые оказывают конкретное влияние на организм.
  2. Психологическое напряжение. Оно связано с социально значимыми событиями и вызываемыми ими эмоциями. Это может быть переживание за близких, свое здоровье, страх за будущее, конфликты, споры и другие социально-общественные стимулы.

Психологический стресс – состояние большого напряжения, оказывающее разрушительное влияние на поведение личности, её деятельность, эмоциональное здоровье. В свою очередь психологическое напряжение делится на информационное и на эмоциональное. связан с сильным переутомлением, например, необходимостью освоить большой объем информации или принять быстрое и тяжелое решение, решить непростую задачу. Эмоциональное стрессовое давление в психологии понимают, как неудовлетворение социальных нужд.

По каким нормам различаются психологический и ?

  1. По принципу воздействия стимула. Физиологическое напряжение контактно, а эмоциональное событие человек переживает изнутри.
  2. По структуре, реализующей виды напряжения. К примеру, влияние психологического травмирующего фактора зависит от структуры личности.
  3. По характеру ответа. Физиологические реакции однотипны, а психологические переживания, наоборот, сугубо индивидуальны и специфичны.

Подходы к изучению стресса

В психологии встречается достаточно много теорий стресса Несколько примеров:

  • Когнитивная теория Лазаруса.
  • Концепция профессионального стресса.
  • Социальный подход к изучению стрессового напряжения.

Каждая теория представляет свою систематизацию видов стресса, в попытке подвести их под одну общую концепцию были собраны следующие виды:

  1. Организационный стресс. Общая характеристика определена решением задач на рабочем месте, опасностью при выполнении профессиональных моментов.
  2. Межличностное напряжение. Состояние образуется при наличии конфликтов во время различного общения.
  3. Социальное давление. Оно возникает во время общественных неустройств, например, безработицы, региональных конфликтов, а также при употреблении алкоголя, наркотиков.
  4. Семейный стрессовый фактор. Он обозначает трудности семейного плана, в него входят проблемы с родственниками, детьми, конфликты между членами клана.
  5. Внутриличностное напряжение. Состояние возникает при нереализованных потребностях, нереализованном жизненном потенциале, отсутствии признания.
  6. Экологический стресс. Любое напряжение, возникающее в ходе неблагоприятного влияния среды обитания, связывают с этим термином.

Любые виды стрессового давления нельзя рассматривать без оценки индивидуальных особенностей личности.

Трансактная форма стресса

Часть ученых дополняет описанные концепции. Например, Т.Кокс обращает внимание, что предлагаемые теории стресса механистичны, они не учитывают индивидуальное состояние человека, к тому же представляют его пассивным объектом влияния травмирующих переживаний.

Трансактный подход к изучению стрессового влияния доказывает взаимосвязь между средой обитания и личностью.

Если кратко проанализировать черты возникновения физиологического и психологического стресса, то его различия выражаются в восприятии угрозы. Возможность предвидеть опасность зависит от опыта индивида.

Кокс утверждает, что стресс нужно считать индивидуальным показателем, он проявляется в результате тесного переплетения человека и ситуации. Трансактный подход описывает динамичное состояние, возникающее при присутствии у личности затруднений и попытках решить их.

Видео: «Человеческий фактор: Стресс»

Личность в характеристике стресса

Любой подход к изучению стрессового влияния нельзя рассматривать отдельно от индивидуальных черт характера индивида. К ним относятся:

  • мотивационные устремления;
  • общие черты характера;
  • наличие предыдущего негативного прошлого опыта;
  • общий жизненный потенциал;
  • психологическое состояние на момент стрессового влияния.

Природа и сущность стресса определяется не только внешними источниками, но и рассматривается исходя из психологической структуры человеческой натуры. Если сутью психологического стресса является эмоциональное состояние, то анализ причин, которые порождают напряжение, следует принимать с учетом личностных установок человека. Один и то же стрессовый фактор может вызвать у одного индивида сильную эмоциональную реакцию, а у иного субъекта слабую или незначительную.

Подход к изучению личностных факторов связывают с эмоциональной устойчивостью индивида. Согласно некоторым исследованиям в психологии существуют люди, на которых стрессовый фактор почти не влияет. Они психологически устойчивы и выносливы. К тому же у них сильная сопротивляемость болезням, которые связаны со стрессовым воздействием. Таким образом, понятие стресса и включает в себя разнообразные концептуальные подходы и решения. К тому же нельзя рассматривать влияние стрессовых факторов отдельно от личности.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Стресс присутствует в жизни каждого из нас. На работе, дома, в университете, в общественном транспорте, в общественных местах – везде мы можем столкнуться со стрессом. И, как правило, стресс оказывает отрицательное воздействие на . Среди самых распространённых последствий влияния давления жизни можно назвать такие как ухудшение самочувствия, плохое настроение, апатия, раздражительность, снижение жизненного тонуса и некоторые другие. Однако есть и такие последствия, о которых мы с вами даже не подозреваем, а некоторые из них могут даже в какой-то мере шокировать.

Не верите?

Тогда предлагаем вам познакомиться с самыми неожиданными фактами о стрессе.

А если эта тема кажется вам интересной, и вы хотите развиваться в ней еще больше, рекомендуем , где вы научитесь реальным практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.

Приводим вам список того как могут воздействовать на человека стрессовые состояния:

  • Учёные из Швеции сумели выяснить, что из-за стресса рост многих людей к вечеру становится на 1% меньше, чем был с утра. Дело в том, что стресс способствует напряжению спинных и плечевых мышц, отчего человек немного прижимается к земле
  • Нередко стресс называют «тихим убийцей», ведь он способен привести к нарушениям сердечного ритма, болезням сердца, повышению кровяного давления и болям в груди
  • Помимо вышеназванных заболеваний, стресс нередко инициирует такие заболевания, как рак и цирроз печени. Кстати, среди тех, кто регулярно подвергается стрессовому воздействию, очень много самоубийц (для справки: в «Илиаде» Гомера можно встретить первые упоминания о стрессе – Ахиллес говорит о том, что чувствует эмоциональный упадок и у него то и дело возникают мысли о суициде)
  • Опять же, по результатам исследований, проведённых в Швеции, оказалось, что мужчины, которые подвергаются стрессу из-за , жалуются на проблемы со слухом на 39% чаще остальных. Учёные считают, что возникают эти проблемы из-за чрезмерной стимуляции рецепторов внутреннего уха, которую вызывают гормоны стресса и тревога. Этот недуг называется нейросенсорной тугоухостью, и если человек ему подвергся, сделать слух лучше уже невозможно
  • Ещё один неприятный симптом, который вызывает стресс – это чесотка. Стрессовые ситуации активизируют ту часть головного мозга, которая отвечает за ощущения зуда, что, в свою очередь, может стать причиной чесотки, образований на коже и других неприятных вещей
  • Многие считают, что из-за стресса человек может поседеть, хотя чаще всего это воспринимается как миф. Но доподлинно известно, что серьёзный стресс приводит к выпадению волос, которое может начаться в течение трёх месяцев после того как возникли стрессовые события
  • В Йельском университете тоже были проведены исследования стресса. Как оказалось, стресс способствует увеличению количества белков, способных замедлить и даже остановить рост синапсов – соединителей, обеспечивающих связь между нейронами. Затем это может провести к снижению массы префорнтальной коры мозга, которая задействуется в принятии решений. Но самое страшное то, что чрезмерные стрессы могут послужить причиной болезни Альцгеймера
  • Если стресс перерастает в хроническую форму у ребёнка, это может замедлить его рост, т.к. снижается способность организма производить из гипофиза гормон роста
  • Несмотря на то, что взаимосвязь мозга с кишечником пока что исследована плохо, специалисты из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе утверждают, что гормоны стресса оказывают стимулирующее воздействие на области мозга, отвечающие за кишечную регуляцию, а значит, могут привести к расстройству желудка и рвоте
  • Стресс отрицательно сказывается на женском организме, а именно: оказывает негативное воздействие на созревание и освобождение яйцеклеток, и даже может стать причиной выкидыша у беременных женщин
  • Мужчинам особо радоваться тоже не стоит: стресс влияет на то, как подвижны сперматозоиды, и сколько их вообще, а также может стать причиной эректильной дисфункции
  • Кортизол – гормон стресса – способствует накоплению брюшного жира и расширению жировых клеток, что, в свою очередь, приводит к «болезненному» ожирению
  • Хроническая форма стресса способствует увеличению цитокинов, вызывающих всевозможные воспаления
  • Зачастую реакция на стресс у человека проявляется в форме гипервозбуждения, а гипервозбуждение является причиной хронической бессонницы
  • Мужчины гораздо чаще, нежели женщины, страдают от таких вызываемых стрессом реакций, как гипертония, агрессивное поведение, и наркомания
  • Из-за стресса в человеческом организме могут происходить гормональные изменения, снижающие сексуальное влечение (но секс, наоборот, может способствовать снятию стрессовых состояний)
  • Если стресс возникает резко и неожиданно, он становится причиной синдрома «Разбитого сердца», который иначе называется кардиомиопатией – повышенной слабостью сердечной мышцы
  • Стресс является неотъемлемой составляющий некоторых профессий. К примеру, в прошлые годы самыми стрессовыми профессиями оказывались профессии риэлтора, рекламного агента, фотожурналиста, пилота и хирурга

Прочитав эти факты, можно подумать, что нужно всеми силами стараться стрессов избегать, ведь они крайне вредны. Однако делать этого мы вам не рекомендуем, т.к. стрессовое воздействие обладает и рядом положительных свойств.

Положительные свойства стресса

И здесь мы снова приводим небольшой список:

  • По мнению Доктора Ричарда Шелтона из Университета Алабамы, стресс не всегда оказывает на организм человека отрицательное воздействие. Да, в том случае, если он стал хроническим, тогда следует обращаться к специалистам, но если стресс бывает лишь периодически, то это может пойти на пользу
  • При воздействии стресса вырастают показатели интеллектуальных способностей, т.к. мозг создаёт больше нейротрофинов, поддерживающих нейроны в состоянии жизнеспособности, и обеспечивающих связь между ними
  • Стресс усиливает иммунитет, т.к. организм, чувствуя его воздействие, начинает готовиться к потенциально опасным ситуациям, в процессе чего вырабатываются интерлейкины – вещества, в некоторой степени, отвечающие за сохранение иммунитета в норме. Стресс мобилизует сопротивляемость организма, хотя лишь на время
  • Организма под воздействие стресса становится более выносливым, ведь стресс можно назвать своеобразной тренировкой эмоциональной системы и психики. Когда человек сталкивается со стрессом и решает связанные с ними проблемы, он становится более устойчив и к более серьёзным проблемам
  • Стресс . Такой стресс называют положительным или просто элеустрессом. Он позволяет человеку войти в такое состояние, которое экономит силы и ресурсы, и в результате которого у человека просто нет времени заниматься промедлением, рефлексировать или переживать
  • Специалисты университета Джонса Хопкинса установили, что у детей женщин, испытывавших лёгкие или умеренные формы стрессов в процессе беременности, быстрее развивается двигательная активность и
  • Сильный стресс расширяет зрачки человека, чтобы он мог собрать максимальное количество визуальной информации о происходящих событиях
  • По мнению учёных, стресс – это важнейшая часть эволюционного процесса, т.к. он усиливает способность живого существа к выживанию
  • Стресс способствует сгущению крови, что служит подготовкой организма к травмам (но обратная сторона «медали» заключается в том, что из-за частых стрессов могут возникнуть тромбы)

В деле стрессов, как и в любом другом, нужно знать меру: стрессов не должно быть очень много, но и жить нужно так, чтобы время от времени организм получал небольшую «встряску».

Кстати, вы знаете, что в организме становится гораздо , если есть тёмный шоколад и пить какао? А если вы будете больше смеяться, то будете меньше подвержены воздействию стрессов, а ваша иммунная система станет сильнее.

ВЫ И СТРЕСС: Мы хотим вам сообщить, что в работе со стрессами, а также со страхами и всевозможными деструктивными огромное значение имеет то, насколько хорошо человек знает особенности своей личности. К слову заметить, знать себя всегда хорошо, ведь это позволяет человеку функционировать в мире гораздо эффективнее, не говоря уже тех ситуациях, когда речь заходит о стрессах. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем вам заняться самопознанием, а сделать это вы можете, начав проходить наш специализированный курс, из которого вы узнаете очень много информации о себе. Курс по самопознанию вы найдёте .

Желаем вам удачи и в самопознании, и в жизни вообще!

Постоянная спешка, нервы, эмоции и стиль жизни современного человека неизбежно приводят к такому явлению как стресс. Это слово сегодня как никогда находится на пике популярности. Одни исследования показывают, что он вызывает болезни сердечнососудистой системы и даже к образованию раковых клеток, другими из них давно доказано, что такая встряска для психики может привести к невралгии и депрессии. Так или иначе, психология призывает к борьбе со стрессом. С чего начать и что конкретно нужно сделать, попробуем разобрать более детально.

Понятие стресса в психологии

Психология стресса такова, что он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых. Его истоки находятся не в психике, а в мозге человека. Таким образом, когда человек попадает в ситуацию, которая может плохо для него закончиться, либо в ту, которая ему не знакома, мозг автоматически начинает выстраивать защиту. В какой-то мере это даже полезно, т.к. стресс способствует адаптации человека к изменяющимся условиям. Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека.

Канадский физиолог Ганс Селье выделил три основных стадии развития стресса:

  1. Стадия тревоги. Человек находится в состоянии настороженности и напряжения. В организме мобилизируются адаптационные ресурсы и возникает этакая «предстартовая готовность». Хотя физически и морально человек хорошо себя чувствует и находится в хорошем настроении, в этот период могут возникнуть так называемые психосоматические расстройства: мигрень, аллергия, язва желудка или гастрит.
  2. Стадия резистентности. Возникает если стресс по прежнему остается сильным. Все ресурсы, поднятые организмом на адаптацию начинают активно расходоваться. Человек уже не чувствует подъема сил, но уже «вошел в рабочую форму» и готов к более менее длительному преодолению трудностей, несмотря на еле ощутимую усталость.
  3. Стадия истощения. Наступает при длительном воздействии стресса на организм. Энергия, затраченная на борьбу с обстоятельствами уже исчерпана, а моральные и физические силы на исходе. У человека больше нет возможности защищаться. В этом случае помощь может быть оказана уже со стороны в виде поддержки или устранения причины, вызывающей стресс.

Травматический и посттравматический стресс

Особой формой реакции на негативное внешнее воздействие является травматический стресс. Когда физиологические, психологические и адаптационные ресурсы человека уже исчерпаны, он становится уязвимым и в нем поселяется тревога. Психология рассматривает две причины возникновения травматического стресса:

  • человек осознает что с ним произошло и знает из-за чего у него ухудшилось состояние психики;
  • пережитое событие разрушает тот образ жизни, которым ранее жил человек.

Важно помнить, что человек, переживший травматический стресс со стороны может казаться сумасшедшим или странным, но на самом деле он не является таковым. Это нормальная реакция психики на не нормальные обстоятельства.

Однако более худшим вариантом реакции на них является посттравматический стресс, поскольку его психология имеет более сложную структуру. Это тип психического расстройства который развивается после того, как человеку пришлось пережить душевную травму. Чаще всего это явление можно наблюдать у жертв насилия, нападения, стихийного бедствия или свидетелей несчастного случая.

Посттравматического расстройства имеют несколько характерных признаков:

  • постоянные отчетливые воспоминания о происшедшем;
  • проблемы с концентрацией внимания и сном;
  • избегание подобных ситуаций и похожих мест, при которых произошло событие, выбившее человека из колеи;
  • неспособность вспомнить или обсудить конкретные детали того, что произошло;
  • намеренная изоляция, нежелание поддерживать контакты и эмоциональное оцепенение.

Профилактика стресса: психология избавления от душевных травм

Основная проблема стресса в психологии заключается в невозможности своевременной диагностики. Чаще всего случается так, что симптомы сильного психического потрясения проявляются лишь спустя месяц или три месяца после произошедшего события. Причем сами жертвы не всегда обращаются за квалифицированной помощью и поставить диагноз на первых порах почти не представляется возможным. Согласно статистике ежедневно стрессу подвергается каждый третий житель большого города. В более маленьких городах, где жизнь течет размеренно, эта цифра в десятки раз меньше. Посттравматическим синдромом страдает примерно 8% населения мира, а 15% имеют некоторые признаки этого расстройства.

Как бороться со стрессом? Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

А если вы хотите более серъезно подойти к вопросу борьбы со стрессом, можно изучить психологическую литературу. Например, на многие вопросы поможет ответить книга Ю.В. Щербатых «Психология стресса и методы коррекции». В ней вы найдете толкование понятия стресса, теоретические разделы, вопросы на самопроверку, психологические тесты, упражнения и практические задания.

СТРЕСС (в психологии)

(англ. stress ) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр. во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома . С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. См. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "СТРЕСС (в психологии)" в других словарях:

    СТРЕСС - в психологии и биологии любое напряжение или препятствие функционированию организма. Человек реагирует на физический или психологический стресс сочетанием физических и психологических защитных механизмов. Если стресс слишком силен или защитные… … Философская энциклопедия

    Стресс-анализ - современная интегративная методика развития потенциала личности и избавления от последствий стресса, базирующаяся на принципах гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл), интегральной психологии (Кен Уилбер), современного… … Википедия

    Стресс - (от англ. stress давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной… … Википедия

    Стресс (от англ. stress ‒ давление, нажим, напряжение), 1) в технике ‒ внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию. 2) в психологии, физиологии и медицине ‒ состояние психического напряжения, возникающее у человека при… …

    Всякое событие, которое требует от человека тех или иных приспособительных реакций физиологических, мыслительных, эмоциональных или поведенческих. Поэтому, невозможно (и нежелательно) пытаться полностью избегать стресса. Он неизбежный спутник тех …

    Стресс - I (от англ. stress давление, нажим, напряжение) 1) в технике внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию. 2) в психологии, физиологии и медицине состояние психического напряжения, возникающее у человека при… … Большая советская энциклопедия

    Стресс - (от англ. stress давление, нажим, напряжение) 1) общее внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его изменение; 2) в психологии, физиологии, медицине, биологии состояние напряжения (прежде всего, психического), возникающее у человека при… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

    Зарубежный опыт психологического сопровождения сотрудников служб, в т.ч. полицейских, которым по роду их деятельности приходится принимать участие в локализации последствий экстремальных ситуаций, убедительно доказывает, что своевременные… … Энциклопедия современной юридической психологии

    СТРЕСС - стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его, жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающееся на его психологии, поведении и состоянии… … Словарь терминов по психологическому консультированию

    Стресс (в технике, в психологии) - … Википедия

Книги

  • Стресс выгорание совладание в современном контексте , Журавлев А., Сергиенко Е. (ред.). Коллективная монография «Стресс, выгорание и совладание в современном контексте» посвящена фундаментальному изучению актуальных проблем современного общества, стрессовая напряженность…
Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Психологический стресс

02.06.2015

Мария Барникова

Большинство обывателей расценивает стресс - как негативные, мучительные переживания, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами...

Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье , создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает , боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress - состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения ) - комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

Виды стресса

В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная . Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит , наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к .

По характеру воздействия стрессоров выделяют:

  • нервно-психические;
  • температурные (тепловые или холодовые);
  • световые;
  • пищевые (в результате дефицита пищи);
  • прочие виды.

Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

Биологический и психобиологический стресс

Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

  • Биологический;
  • Психологический.

Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?» . В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

  • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
  • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.

Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

Группа Биологический стресс Психологический стресс
Причина возникновения Физическое, химическое, биологическое влияние стрессоров Собственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума
Уровень опасности Реальный Виртуальный, реальный
Направленность стрессоров Соматическое здоровье, угроза жизни Эмоциональная сфера, самооценка, социальный статус
Характер реагирования «Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль. «Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния
Временной диапазон Четко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущего Неясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем
Влияние индивидуальных особенностей характера Отсутствует либо минимальное Существенное
Пример Вирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожог Конфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса

Стресс: основные стадии развития

Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

Этап 2. Сопротивление и адаптация.

В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

Этап 3. Истощение.

Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

Психологические механизмы стресса

Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма , появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

  • Субкортикальная система , которая активизирует работу коры головного мозга;
  • Симпатическая автономная система , подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
  • Субкортикальные двигательные центры , управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
  • Органы внутренней секреции ;
  • Механизмы обратной афферентации , передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.

Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

  • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
  • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
  • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
  • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
  • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
  • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
  • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.

Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

Группа 1. Схемы нарушения приема информации

  • Перцептивная защита;
  • Вытеснение;
  • Подавление;
  • Отрицание.

Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

  • Проекция;
  • Интеллектуализация;
  • Обособление;
  • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).

Факторы стресса

На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

  • Значимость стрессоров для индивида,
  • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
  • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
  • Особенности взросления,
  • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
  • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
  • Имеющие моральные установки,
  • Порог толерантности к стрессу,
  • Самооценка , качество восприятия себя, как личности,
  • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.

Причины стресса

Наиболее распространенная причина возникновения стресса - возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

  • Смерть близкого родственника
  • Развод
  • Расставание с любимым человеком
  • Тюремное заключение
  • Серьезная болезнь
  • Потеря работы
  • Изменение социального положения
  • Ухудшение материального положения
  • Большие долги
  • Невозможность погасить кредитные обязательства
  • Болезнь близких родственников
  • Проблемы с законом
  • Уход на пенсию
  • Заключение брака
  • Беременность
  • Сексуальные проблемы
  • Появление нового члена семьи
  • Смена места работы
  • Ухудшение отношений в семье
  • Выдающиеся личностные достижения
  • Начало либо окончание обучения
  • Изменение местожительства
  • Проблемы с руководством
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
  • Изменение распорядка труда и отдуха
  • Изменение личных привычек
  • Изменение пищевого поведения
  • Изменение условий работы
  • Отпуск
  • Праздничные дни

Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

Психологические симптомы стресса

Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

  • Беспричинная ;
  • Ощущение внутреннего напряжения;
  • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
  • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
  • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
  • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
  • Периоды тоскливого настроения;
  • Угнетенное, подавленное состояние;
  • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
  • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
  • Постоянное чувство неудовлетворенности;
  • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
  • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
  • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
  • – отстранение от собственного «Я»;
  • – ощущение призрачности окружающего мира;
  • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
  • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
  • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

Лечение стресса

Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

Медикаментозное лечение стрессовых состояний

Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

  • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
  • стадия и тяжесть стрессового состояния;
  • возраст пациента;
  • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
  • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
  • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
  • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
  • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
  • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
  • принимаемые медикаментозные средства.

Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

  • Транквилизаторы;
  • Бета-блокаторы;
  • Аминокислоты;
  • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
  • Нейролептики;
  • Антидепрессанты;
  • Снотворные средства;
  • Витаминно-минеральные комплексы.

В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы , действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки , изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов , как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов . В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

Психотерапевтические методики по преодолению стресса

Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

  • Психодинамическая;
  • Когнитивно-поведенческая;
  • Экзистенциальная;
  • Гуманистическая.

Направление 1. Психодинамический подход

Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

Направление 3. Экзистенциальный подход

Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

Направление 4. Гуманистический подход

Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса

Метод 1. Выпускаем эмоции

Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

Метод 2. Раскрываем душу

В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

Метод 8. Изменяем систему убеждений

Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

Метод 9. Повышаем собственную значимость

Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

Метод 10. Выполняем трудное задание

Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.